НАШИ ПАРТНЁРЫ
Хранитель уничтоженной Москвы Архитектор и художник Никифор Яковлевич ТАМОНЬКИН (1881 — 1951)
Он говорил о себе: «Я всегда был трудолюбив, унаследовав это качество, очевидно, от матери, а гордость – от отца. С восьми лет я пошел в люди батрачить и всегда замечал, что всем я всегда нравился за упрямство, прилежность и послушание».
Архитектор А. В. Щусев с которым они проработали более сорока лет говорил о нем: «Упрямый, как тамбовский мужик».
Никифор Яковлевич родился в захолустной деревеньке Тамбовской губернии. С восьми лет работал подпаском у старого пастуха, с девяти – в ямщиках, развозил почту; потом батрачил у богатого крестьянина. Окончив сельскую церковно-приходскую школу, в пятнадцать лет «в холодное сухое зимнее утро» он приехал в Москву. «Выйдя из вагона, я был поражен светом фонарей, ослепивших мой взор до того, что ничего больше не заметил, кроме окруживших меня извозчиков, которые показались мне похожими на монахов в своих длинных одеяниях».
Крестьянский паренек устроился на службу форейтором в Уваровский парк городской конки.
Уйдя из городской конки Никифор нанялся подсобным рабочим в дом купчихи Кабановой, где и продолжал рисовать. Один из гостей купчихи увидел рисунки крестьянского паренька и судьба Никифора была решена – его направили учиться в подготовительные классы Строгановского училища. Рисунки Никифора пришлись по душе меценату В. В. фон Мекку, и юноша получил заказ на роспись домовой церкви только что основанной Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, что позволило ему сносно питаться и одеваться.
По окончании Строгановского училища Никифор Яковлевич поступил на фабрику бронзовых, серебряных и золотых изделий Хлебникова, где выполнял чертежи иконостасов и церковной утвари по эскизам архитекторов и художников. Здесь он познакомился с уже известным архитектором Щусевым и поступил к нему в помощники. Зарисовывал и обмерял архитектурные детали для Покровского собора Марфо-Мариинской общины, для Казанского вокзала, помогал в проектировании и строительстве других сооружений, в том числе мавзолея В. И. Ленина.
С середины 1920-х годов Никифор Яковлевич Тамонькин пытается работать самостоятельно, создав проекты четырех механизированных прачечных, нескольких промышленных зданий, детских садов и клубов.
Никифор Яковлевич писал пейзажи, натюрморты и портреты, занимался чеканкой, набойкой, графикой. Но самое замечательное, что им сделано, – это фотографически точные и одновременно оригинальные и высокохудожественные зарисовки с натуры уходящей Москвы, и среди них сотни рисунков церковной архитектуры, храмов, многие из которых вскоре исчезли с лица земли.